Закрыть
«Падение мятежных ангелов», возможно, является самой наглядной иллюстрацией того, как Брейгель представлял мир в хаосе. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе изначально приобрели картину, считая ее автором сына Брейгеля, Питера Брейгеля Младшего, затем долгое время авторство полотна приписывали Иерониму Босху. И только в 1898 году различили его собственную подпись «MDLXII / Brvegel».
Картина «Падение мятежных ангелов» наполнена иконографической двусмысленностью, демонстрирующей вездесущность борьбы добра и зла. Используя буйство красок и беспрецедентное количество деталей, Брейгель пересказывает эпизод новозаветного Апокалипсиса — тему, которая многократно изображалась со времен Средневековья. При этом Брейгель показывает и самую первую, ветхозаветную, битву между Добром и Злом еще до Грехопадения человека — эпизод свержения с небес самого могущественного ангела Люцифера (или «светоносного») архангелом Михаилом по приказу Бога. Во время падения мятежные ангелы превратились в демонов и были обречены на обитание в Преисподней. Оба враждующих лагеря четко обозначены на картине.
В центре изображены ангелы во главе с архангелом Михаилом, который держит щит с красным крестом на белом фоне — символом Воскресения. Архангел одет в золотые доспехи и бирюзовый плащ, развевающийся на ветру, по размеру он удивительно невелик, но это не мешает ему убивать семиглавого Дракона — дьявола. Его армия состоит из ангелов в верхней части полотна, одетых в белые ризы и играющих на трубах. На заднем плане сторонники Михаила уже трубят, провозглашая скорую победу.
Правая нога архистратига небесных воинств поставлена на живот семиглавого Дракона, описанного в 12-й главе «Откровений Иоанна Богослова». Архангел Михаил готовится нанести мечом смертельный удар Дракону, прежде чем низвергнуть его и падших ангелов в глубины ада. Искривленная туша и семь запрокинутых голов уже намекают на то, что должно произойти. На заднем плане с неба инфернальной спиралью с небес низвергаются ангелы, которым суждено превратиться в адских тварей.
«Падение мятежных ангелов» является убедительным доказательством связи Брейгеля и Босха, недаром картину приписывали последнему. Демоны и чудовища изображены вполне в манере автора «Сада земных наслаждений». За свой короткий творческий путь Питер Брейгель Старший оставил всего около сорока картин, что делает их редкими и необычайно ценными. В Королевском музее изобразительных искусств Бельгии находится вторая по величине в мире коллекция картин Брейгеля Старшего. В Музее старых мастеров вы можете полюбоваться не только «Падением мятежных ангелов», но и другими, более мирными произведениями: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Перепись в Вифлееме» и «Поклонение королей». Также в музее представлены повторения его работ, выполненные другими художниками из династии Брейгелей.
Pieter Bruegel the Elder, The Fall of the Rebel Angels © Google Art Project, Royal Museum of Fine Arts Belgium, Brussels