Закрыть
Как оживили
«мертвую» станцию
Экспонат: долговременная орбитальная станция «Салют». Макет 1:10
Разработчик: ЦКБЭМ, ныне ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева
Расположение: «КБ-1. Космический бульвар», подвесной экспонат.

«Салютами» назывались пилотируемые советские орбитальные научные станции, чьи полёты в автоматическом режиме с экипажами на борту осуществлялись с 1971 года до конца 90-х.
В экспозиции центра «Космонавтика и авиация» можно увидеть макет станции «Салют-6» Она находилась на орбите почти 5 лет — с 1977 по 1981 год. Станция «Салют-6» впервые была оснащена двумя стыковочными узлами, позволившими стыковать к ней пилотируемые корабли серии «Союз» и автоматические грузовые корабли серии «Прогресс» одновременно. В рамках программы «Интеркосмос» орбитальную станцию посетили первые международные экипажи. Иностранными участниками этих экспедиций были космонавты из Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии. Всего на станции побывали 27 человек. Полёт долговременной орбитальной станции «Салют-6» стал знаковым событием в освоении околоземного космического пространства. Приемником шестого «Салюта» стал «Салют-7», который вошел как в историю отечественной космонавтики, так и российского кинематографа.
6 июня 1985 года с космодрома Байконур стартовала экспедиция в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных на корабле «Союз Т-13». Эта миссия до сих пор считается самой сложной за всю историю пилотируемой космонавтики, поскольку предполагалась стыковка и работа на фактически неуправляемом объекте — орбитальной станции «Салют-7». За четыре месяца до этого, в феврале 1985 года, связь со станцией была прервана. Было принято решение попытаться её спасти. Космонавты в ручном режиме успешно состыковались со станцией. Через несколько дней напряжённой работы была выявлена и устранена неисправность в электропитании, из-за которой, температура в отсеках «Салюта» упала ниже нуля по Цельсию. По словам Виктора Савиных, «Салют-7» превратился в ледяной дом. «Когда мы туда попали — жуткая тишина, темнота и холод. К 16 июня космонавтам удалось подключить напрямую к солнечным батареям исправные аккумуляторы станции, прогреть её и восстановить работоспособность. «На станции стала плюсовая температура, и весь лед, который был вокруг, растаял. Это был самый страшный момент». Чтобы справиться с потопом, в ход шло всё, что было под рукой, включая вещи от предыдущей экспедиции. Рвали в лоскуты даже комбинезоны. Но дефицит тряпок — это не самая большая проблема. Была реальная опасность пожара: вода и электричество, как известно, несовместимы. Однако, не смотря на всю сложность и опасность ситуации, станция была реабилитирована, и 23 июня к ней в автоматическом режиме пристыковался «Прогресс-24» с запасом воды и прочими грузами. Осенью 2017 года вышел художественный фильм «Салют-7», посвященный спасению станции и легендарному полету экипажа «Союз Т-13».